Рекомендации
по объективной оценке знаний:
1. Решите, что Вы хотите проверить и оценить и чего
тем самым достичь.
2. Знакомьте учащихся с критериями оценки знаний.
3. Проверяйте и оценивайте тщательно, регулярно и по-разному.
Здесь главное правило – проверяйте все, что задаете; оценивайте
достаточно полно; отметку ставьте только
за существенное.
4. Предъявляйте высокие требования, но пусть
обучаемые знают, что у них всегда открыта дорога к успеху.
Проявляйте принципиальность к фактам, когда ученик
на уроке как бы выпрашивает более высокую оценку, пытаясь убедить учителя в
том, что якобы тот ошибается, оценивая его знания недостаточно высоко.
5. Всегда контролируйте и оценивайте себя как
учителя.
Система деятельности педагога в работе с
неуспевающим учащимся:
1.
Необходимо
определить, носит ли негативная оценка случайный или системный характер.
2.
Необходимо
выяснить степень заинтересованности ученика в учении вообще и по отношению к
данному предмету в частности.
3. Необходимо
определить фактические пробелы в знаниях.
4.
Необходимо
понять, не лежит ли в основе неуспешности ученика его скрытое или явное
неуважение к учителю.
5.
Необходимо
понять, каково отношение к ученику в классе, в котором он учится.
6.
Необходимо
совместно с классным руководителем выяснить характер отношений в семье
учащегося, и может ли он рассчитывать на помощь и поддержку родных.
7.
Необходимо,
если это возможно (когда ученик действительно хочет этого), составить временной
график по преодолению отставания и в крайнем случае приостановить выставление
ему отметок до того момента, когда он преодолеет отставание.
8.
Необходимо
разработать для него специальные, соответствующие уровню его готовности задания
и договориться с кем-либо из учащихся класса, кто с ним и с кем он хотел бы
совместно заниматься.
9.
В
большинстве случаев необходимо временно прекратить вызывать учащегося к доске и
давать ему возможность совместно с наставником или самому выполнять письменные
задания.
10. Необходимо
создавать ситуацию предстоящего успеха, замечать каждое изменение к лучшему и
своевременно стимулировать любое проявление успеха.
Способы
повышения учебной успешности
1.
Важнейшей оценкой учебного труда
учащихся являются два весьма важных аргумента:
характер
отношений с каждым учащимся и слово.
Педагог, умеющий
поддерживать ровные, строгие, деловые отношения с учащимися, проявляющий
уважение к ним, не оставляющий без внимания ни одного случая ученической
неуспешности, готовый и умеющий своевременно помочь ученикам, вправе ожидать,
что к его способу оценивания знаний дети будут относиться с достаточной
степенью уважения.
№8, 2010
Педагог агрессивный, лишенный
педагогической памяти, не способный терпеливо обучать, крикливый и безразличный
к судьбам детей, использующий оценку в качестве дисциплинарного регулятора,
является ярким антиподом ранее описанного типажа и в некоторых чертах и смыслах
довольно часто встречается в современной школе.
Важным подспорьем в работе
педагога является вербальное (и невербальное) и письменное слово.
Независимо
от выставленной оценки слово может возродить или уничтожить, поддержать или
подтолкнуть, и порой кажется удивительным, что педагоги игнорируют этот тонкий
и замечательный инструмент, который может быть с успехом использован в
педагогической практике. Может быть, этого не проис ходит прежде всего потому,
что словесное сопровождение оценивания знаний всегда требует многого знания о
каждом ученике, способности души добро и тонко, своевременно и постоянно
проявлять заботу и вверенных тебе детях. Тогда, по-видимому, стоит каждому
педагогу спросить себя: можно ли работать с людьми и проявлять к ним
арифметический подход и холодное равнодушие.
2. Тренинг словесной оценки.
Письменная или устная словесная
оценка требует знании и понимания учеников, внимательного отношения к ним,
специального навыка вербального оценивания.
Задания
педагогам:
1.Ученик получил отметку «три»,
вы хотите его поддержать, придумайте соответствующий текст.
Вариант: «Я знаю, что
твоя тройка - это улыбка судьбы, потому что завтра будет другой день, и ты как
всегда блеснешь своими знаниями. И я с удовольствием поставлю тебе высший
балл».
2.Ученик отказался отвечать, как
вербально поступить в данном случае (тексты должны быть интересными,
уважительными и добрыми).
Вариант: «Твой отказ
отвечать я расцениваю не как вызов, а как временную передышку перед
решительным наступлением - главное, что мы вместе и что все будет хорошо».
3.Ученик впервые получил высокую
отметку, сопроводите ее какой- нибудь очень значимой для ученика фразой.
Вариант: «Господа,
сегодня Володя получил первое публичное признание своих успехов, и пусть так
будет с каждым, и пусть так будет всегда».
4.Ученик не продемонстрировал знаний
при выполнении письменных работ и решении задач, но он пытался найти
оригинальные пути, вы решили не ставить ему неудовлетворительную отметку, но
вам необходимо написать в тетрадь соответствующую записку, сделайте это.
Вариант: «Сережа, я
знаю, что ты всегда ищешь нетривиальный путь, и это обеспечит тебе успех в
будущем, тем более если тебе удастся счастливо соединить оригинальные решения с
хорошими знаниями».
5.Вы поставили ученику неудовлетворительную
отметку в дневник, какую запись при этом вы сделаете.
Вариант:
«Многие талантливые люди получали в школе неудовлетворительные оценки, и это
не помешало совершать чудеса на избранном ими пути.
3. Использование микрогрупповых,
взаимообучающих и самооценивающих комбинаций.
Суть приема в том, что учитель либо создает возможности для
самоорганизации малых групп, либо позволяет ученикам выбрать необходимое количество
возможных лидеров, которые сами себе подберут групп-компанию, или ученики
подберут себе лидера, либо учитель выстроит группы под задание сам. Каждая
группа может получить несколько разноуровневых, но одинаковых для всех групп
заданий репродуктивного, проблемного, поискового, творческого характера или же
каждая группа получает задания разные по смыслу и содержанию. В рамках
самоорганизации группа не только выполняет задания, но и в некоторых случаях
ее представители должны описать, как именно был организован процесс изучения, с
какими трудностями столкнулись, то есть это может быть задание на короткий или
длительный промежуток времени. Выполнять дело ученики могут в классе, дома и
опять в классе. Результатом работы может быть доклад малой группы учителю,
пленарное обсуждение всем классом выполненного дела и достигнутых результатов
каждой группы, представленный письменный отчет, защита выполненной работы перед
экспертами из другой микрогруппы. В любом случае группа получает право выставить
каждому участнику отметки по следующим критериям:
активность, организация,
помощь в научении других, усвоение материала, рождение идей, умение ставить
вопросы, умение четко записывать полученные результаты, умение формулировать.
Учитель может выставить отметки в журнал, а может попросить учащихся ответить
на несколько уточняющих вопросов или решить несколько задач похожей конструкции
и типа. Задания могут носить длительно ориентированный характер и охватывать
всю тему. К выполнению заданий в качестве консультантов могут приглашаться
родители и старшеклассники. Результаты выполнения заданий выносятся на
всеобщее обозрение, школа и учитель стараются придумать и использовать
адекватные стимулы для успешно действующих микрогрупп. Эти же группы со
сменным или постоянным лидером могут задействоваться и на других уроках, при
изучении других предметов. Возможна организация соревнования между группами,
когда каждая группа придумывает согласованные с педагогом задания для своих
друзей-противников, и в рамках внеклассной работы по предмету могут проводиться
бои типа интеллектуального марафона по многоборью (каждая микрогруппа может
участвовать в творческих конкурсах по разным предметам, получая при этом
накопительные баллы, которые позже учитываются при выставлении четвертных
(полугодовых) отметок).
Рекомендации
по выполнению домашних заданий
1. Давать задания на дом с подробной консультацией по его выполнению.
2. Домашние задания задавать учащимся с учетом возможности их выполнения в следующих временных пределах.
в 1-м кл. –
домашние задания не задаются;
во 2-ом кл. – до
1,5 ч;
в 3-4-х классах
– до 2-х ч;
в 5-6-м кл. –
2,5 ч;
в 7-8-м кл. – 3 ч;
в 9-11-м кл. –
до 4-х часов.
3. Во избежание перегрузки учащихся обеспечить правильную дозировку
заданий по объему и сложности.
4. Объем письменной домашней работы не должен превышать три объема
работы, выполненной в классе.
5. Обратить внимание на выполнение устных предметов. Научить работать с
текстом, находить главную мысль прочитанного, составлять план ответа, отвечать
на вопросы после прочтения текста, делать краткий пересказ.
6. Творческие задания задавать не несколько дней и не требовать их
точного выполнения на следующий день.
7. Домашние задания по
возможности должны быть дифференцированными, направленными на работу по
применению, использованию тех знаний, которые ученик получил в школе, в
нестандартных ситуациях (для слабых и сильных).
8. Домашние задания проверять на уроке с помощью различных форм,
приемов, методов.
Рекомендации
по работе со слабоуспевающими учащимися.
1. Изучение интеллектуального потенциала, способностей и возможностей
учащихся, уровня навыков в целях
оптимизации индивидуальной работы с учащимися и преодоления неуспеваемости.
2. Создание в классном коллективе моральной обстановке, способствующей
раскрытию положительных качеств
учащихся.
3. Оказания в системе дифференцированной помощи слабоуспевающим учащимся как на уроке, так и на внеурочных занятиях,
в группе продленного дня.
4. Закрепление со слабым учеником сильного, контроль их работы.
5. Совершенствование методики работы со слабоуспевающими при:
- организации
контроля усвоения знаний, умений и навыков.
- увеличение
плотности урока
- применение
основных алгоритмов развития общеучебных умений и навыков
- дифференциации
домашнего задания
6. Использование при обучении:
- инструкций,
работы по образцу
- индивидуальной
отработки операций на практике индивидуального
подбора перечня работ
- консультации
сильных учащихся
-
систематического контроля домашних заданий
- оценки знаний
и умений с учетом возможностей учащихся
- поощрения для
исключения неуверенности учащихся в себе
и страха перед «двойкой»
-систематической
работы над ошибками под руководством
учителя
- повторное
объяснение материала
7. Ведение тетрадей «достижений учащихся», определение тем, слабо
усвоенных учениками, системы мер по
ликвидации пробелов в знаниях, умениях и навыках.
8. Проведение классных часов по НОТ школьника
9. Опережающее обучение в целях
увеличения времени на изучение программного материала.
10. Проведение индивидуальных (групповых) консультаций для родителей слабоуспевающих
учеников
11. Анализ работы методобъединения по предупреждению
неуспеваемости, оценка объема задаваемых
домашних заданий с точки зрения возможной перегрузки учащихся.