Организационно-педагогические
условия проведения урока (здоровьесберегающая сертификация уроков).
1) Обстановка и гигиенические
условия в классе (кабинете): температура и свежесть воздуха, рациональность
освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых
раздражителей и т.д.
2) Число видов учебной деятельности:
опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных
пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма - 4-7 видов за
урок. Однообразность урока способствует утомлению школьников, как бывает,
например, при выполнении контрольной работы. Сочинение - более творческая
задача, и коэффициент утомления при этой форме работы несколько ниже. Наоборот,
частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных
адаптационных усилий.
3) Средняя продолжительность и
частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма
- 7-10 минут. 4) Число видов преподавания:
словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма - не
менее трех.
5) Чередование видов преподавания.
Норма - не позже, чем через 10-15 минут.
6) Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации
инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они действительно
превращаются из "потребителей знаний " в субъектов действия по их
получению и созиданию. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа
действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли
учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия,
семинар, ученик как исследователь); методы,
направленные на самопознание и развитие интеллекта, эмоций, общения,
воображения, самооценки и взаимооценки.
7) Место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими
нормами), умение учителя использовать их как возможность инициирования
дискуссии, обсуждения.
8) Физкультминутки и другие
оздоровительные моменты на уроке - их место, содержание и продолжительность.
Норма - на 15-20 минут урока по 1 минуте из 3-х легких упражнений с тремя
повторениями каждого упражнения.
9) Наличие в содержательной части
урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация,
прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как
к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование
потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа
безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях
выбора поведения и т.д. 10) Наличие у учащихся мотивации к
учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать,
радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые
учителем методы повышения этой мотивации.
11) Психологический климат на уроке.
12) Наличие на уроке эмоциональных
разрядок: шуток, улыбок, использование юмористических картинок, поговорок,
афоризмов с комментариями, небольших стихотворений, музыкальных минуток и т.п.
13) Момент наступления утомления
учащихся и снижения их учебной активности определяется в ходе наблюдения по
возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной
работы. Норма - не ранее, чем через 25-30 минут в 1-м классе; 35-40 минут в
начальной школе; 40 минут в средней и старшей школе; 30 минут для учащихся классов
компенсирующего обучения;
15) Темп и особенности окончания
урока:
- быстрый темп,
"скомканность", нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически
без комментариев, записывание домашнего задания;
- спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность
задать учителю вопросы, учитель может прокомментировать задание на дом,
попрощаться с учащимися;
- задержка учащихся в классе после звонка (на перемене). |