В 1928 году
американский учёный Джон Дьюи, побывав в Советском Союзе, написал книгу
«Впечатления о революционном мире». В ней Дьюи высоко оценил философию школы: её
общую направленность на ребёнка, ценности и принципы деятельности учителей и
руководителей школы. Он был восхищён интеллектуальной смелостью светских
педагогов, которые в те годы решали проблемы не стереотипными способами: для
каждой проблемы искалось решение, соответствующее её ценностям Учителя уже
тогда правильно считали, что педагогическая техника вторична, она – инструмент.
Главное – это ценности и идеалы учителя и школы. Это ещё раз подтверждает, что
для всякого реформирования важны исходные философские подходы.
В 20-е и начале 30-х
годов в российских школах широко использовался метод проектов для реализации
выдвигаемых задач - развития ученика. Однако этот метод не давал возможности
учащимся овладевать системой знаний в области конкретных учебных курсов,
поэтому был изъят из школы и вместе с тем резко снизилось внимание к основной
философской идее образования того времени - направленность его на ребёнка.
В настоящее время эта
идея вновь стала определяющей в деятельности российских школ, что объясняет
интерес педагогов- практиков к технологии проектного обучения.
В чём же суть
проектного обучения?
Чаще всего можно
услышать не о проектном обучении, а о проектном методе.
Исходный лозунг
основателей системы проектного обучения: « Всё из жизни, всё для жизни».
Цель проектного
обучения: создать условия, при которых учащиеся:
Самостоятельно и охотно
приобретают недостающие знания из разных источников;
учатся пользоваться
приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач;
приобретают коммуникативные
умения, работая в различных группах;
развивают у себя
исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации,
наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
развивают системное
мышление.
Исходные теоретические
позиции проектного обучения:
в центре внимания –
ученик, содействие развитию его творческих способностей;
образовательный процесс
строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей
личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;
индивидуальный темп
работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень
развития;
комплексный подход к
разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных
физиологических и психических функций ученика; вглубь явлений, процессов и
конструированию новых объектов.
глубокое, осознанное
усвоение базовых знаний обеспечивается за счёт универсального их использования
в разных ситуациях.
Таким образом, суть
проектного обучения состоит в том, что ученик в процессе работы над учебным
проектом постигает реальные процессы, объекты и т.д. Оно предполагает
проживание учеником конкретных ситуаций, приобщение его к проникновению
Чтобы постичь, прожить,
приобщиться к раскрытию, конструированию нужны особые формы обучения. Ведущей
среди них является имитационная игра.
Игра –
это самая свободная, естественная форма погружения человека в реальную (или
воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления собственного
«Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации. Именно в игре
каждый выбирает себе роль добровольно, причём познавательные действия ученика
выполняются в структуре деятельности, которая имеет личностный смысл. Всё это
говорит о том, что имитационная игра в школе является основой личностно
ориентированного обучения.
Игра несёт на себе
функции:
психологические, снимая
напряжение и способствуя эмоциональной разрядке;
психотерапевтические,
помогая ребёнку изменить отношение к себе и к другим, изменить способы общения,
психическое самочувствие;
технологические,
позволяя частично вывести мышление из рациональной сферы в сферу фантазии,
преображающей реальную действительность.
В игре ребёнок
чувствует себя в безопасности, комфортно, ощущает психологическую свободу,
необходимую для его развития.
Возможные темы учебных
проектов разнообразны, как и их объекты. Можно выделить по времени три вида
учебных проектов: 1. краткосрочные (2-6 часов); 2. среднесрочные (12-15 часов);
3. долгосрочные, требующие значительного времени для поиска материала, его
анализа и т.д.
Приведём примеры
реализации технологии проектного обучения: Интегрированный урок: химия –
литература «Что есть красота…»