Требования к организации и проведению современного урока.
Дидактические:
- четкое формулирование
образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с
развивающими и воспитательными задачами; - определение места конкретного
урока в общей системе уроков (по теме и разделу); - определение оптимального
содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями
урока с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся; - прогнозирование уровня усвоения
учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков на уроке и на
его отдельных этапах; - выбор наиболее рациональных
методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля,
оптимального воздействия их на каждом этапе урока; - сочетание различных форм
коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальная
самостоятельность в учении учащихся; - дифференцированный подход к
слабоуспевающим и наиболее подготовленным ученикам; - реализация на уроке всех
дидактических принципов в их единстве и взаимосвязях (воспитывающего обучения,
научности изложения и связи с практикой, наглядности, сознательности,
активности, систематичности, прочности, доступности и т.д.); создание условий успешного
учения учащихся.
Психологические:
- изучать и учитывать на уроке
психологические особенности каждого ученика (его мышление, память,
внимание, воображение и др.); - на результаты урока ощутимо
влияет психическое состояние учителя и учащегося; - умелое руководство мотивами
учения детей, возбуждение и поддержание положительных мотивов; - предусмотрение отдельных
факторов психолого-педагогического воздействия, методических приемов,
обеспечивающих развитие учащихся.
Воспитательные:
- воспитывать у учащихся высокие
моральные качества; - формировать эстетические
вкусы; - обеспечивать тесную связь
обучения с жизнью , ее запросами и требованиями; - формировать активную жизненную
позицию.
Гигиенические:
- соблюдение температурного
режима, норм освещения и т.д.; - чередовать виды занятий,
требующие напряженной мыслительной деятельности, с работой с наглядным
материалом, учебником; - включать такие виды заданий,
которые создают условия для включения в действие различных органов чувств
(для предупреждения умственного переутомления); - учитель должен следить, чтобы
дети не переутомлялись ни умственно, ни физически.
Игровое обучение -
это форма учебного процесса в условных
ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех
его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности ссылка http://virtualiya.ucoz.ru/load/0-0-0-4-20
Организационно-педагогические
условия проведения урока (здоровьесберегающая сертификация уроков).
1) Обстановка и гигиенические
условия в классе (кабинете): температура и свежесть воздуха, рациональность
освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых
раздражителей и т.д.
2) Число видов учебной деятельности:
опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных
пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма - 4-7 видов за
урок. Однообразность урока способствует утомлению школьников, как бывает,
например, при выполнении контрольной работы. Сочинение - более творческая
задача, и коэффициент утомления при этой форме работы несколько ниже. Наоборот,
частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных
адаптационных усилий.
3) Средняя продолжительность и
частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма
- 7-10 минут. 4) Число видов преподавания:
словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма - не
менее трех.
5) Чередование видов преподавания.
Норма - не позже, чем через 10-15 минут.
6) Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации
инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они действительно
превращаются из "потребителей знаний " в субъектов действия по их
получению и созиданию. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа
действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли
учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия,
семинар, ученик как исследователь); методы,
направленные на самопознание и развитие интеллекта, эмоций, общения,
воображения, самооценки и взаимооценки.
7) Место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими
нормами), умение учителя использовать их как возможность инициирования
дискуссии, обсуждения.
8) Физкультминутки и другие
оздоровительные моменты на уроке - их место, содержание и продолжительность.
Норма - на 15-20 минут урока по 1 минуте из 3-х легких упражнений с тремя
повторениями каждого упражнения.
9) Наличие в содержательной части
урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация,
прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как
к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование
потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа
безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях
выбора поведения и т.д. 10) Наличие у учащихся мотивации к
учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать,
радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые
учителем методы повышения этой мотивации.
11) Психологический климат на уроке.
12) Наличие на уроке эмоциональных
разрядок: шуток, улыбок, использование юмористических картинок, поговорок,
афоризмов с комментариями, небольших стихотворений, музыкальных минуток и т.п.
13) Момент наступления утомления
учащихся и снижения их учебной активности определяется в ходе наблюдения по
возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной
работы. Норма - не ранее, чем через 25-30 минут в 1-м классе; 35-40 минут в
начальной школе; 40 минут в средней и старшей школе; 30 минут для учащихся классов
компенсирующего обучения;
15) Темп и особенности окончания
урока:
- быстрый темп,
"скомканность", нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически
без комментариев, записывание домашнего задания;
- спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность
задать учителю вопросы, учитель может прокомментировать задание на дом,
попрощаться с учащимися;
- задержка учащихся в классе после звонка (на перемене).
Представление
педагогического опыта педагогами школы в 2009-2010 учебном году
Конкурс «Учительгода-2009» Паничкина
И.И. дипломант конкурса.
Конкурс «Самый классный классный»
Спиридонова Л.Н. дипломант конкурса.
Региональный Конкурс на лучший
материла экологического содержания – 3 место Варанкина В.А.
Участие в конкурсе на Грант Главы
района 2009-16 человек.
В ходе контроля в 9-х классах особое
внимание уделялось ученикам,
пропускавшим занятия, имевших слабый контроль со стороны родителей. Лишь
благодаря огромным усилиям личного участия классных руководителей в судьбе детей все ученики закончили основную школу.
Администрация
отслеживала последовательно результаты успеваемости во всех 9-х классах по
итогам четверти и по всем предметам. С неуспевающими велась системная
индивидуальная работа. Велась корректировка работы учителей. Ссылка: http://virtualiya.ucoz.ru/_ld/0/2____2009-2010.docx
Самообразование педагога будет продуктивным, если:
1.
В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному
развитию и саморазвитию.
2.
Педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта.
Педагогический опыт учителя является фактором изменения образовательной
ситуации. Учитель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей
профессиональной деятельности, признает свое несовершенство, а следовательно,
является открытым для изменений.
3.
Педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая
рефлексия является необходимым атрибутом учителя-профессионала (под рефлексией
понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных
действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой
деятельности и формулирование выводов). При анализе педагогической деятельности
возникает необходимость получения теоретических знаний, необходимость овладения
диагностикой — самодиагностикой и диагностикой учащихся, необходимость
приобретения практических умений анализа педагогического опыта.
4.
Программа профессионального развития учителя включает в себя возможность
исследовательской, поисковой деятельности.
5.
Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству.
6.
Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и
саморазвития.