Интеграция - это
глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном
материале обобщённых знаний в той или иной области.
Потребность в
возникновении интегрированных уроков объясняется целым рядом причин.
Мир, окружающий детей,
познаётся ими во всём многообразии и единстве, а зачастую предметы школьного
цикла, направленные на изучение отдельных явлений, дробят его на разрозненные
фрагменты.
Интегрированные уроки
развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей
действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к
развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
Форма проведения
интегрированных уроков нестандартна, интересна. Использование различных видов
работы в течение урока поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что
позволяет говорить о достаточной эффективности уроков. Интегрированные уроки
раскрывают значительные педагогические возможности.
Интеграция в
современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании.
Современному обществу необходимы высококлассные, хорошо подготовленные
специалисты.
Интеграция даёт
возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует
раскрытию способностей.
Преимущества
интегрированных уроков.
Способствуют повышению
мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся, целостной
научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;
В большей степени, чем
обычные уроки способствуют развитию речи, формированию умения учащихся
сравнивать, обобщать, делать выводы;
Не только углубляют
представление о предмете, расширяют кругозор. Но и способствуют формированию
разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности.
Интеграция является
источником нахождения новых связей между фактами, которые подтверждают или
углубляют определённые выводы. Наблюдения учащихся.
Закономерности
интегрированных уроков:
весь урок подчинён
авторскому замыслу,
урок объединяется
основной мыслью (стержень урока),
урок составляет единое
целое, этапы урока – это фрагменты целого,
этапы и компоненты урока
находятся в логико- структурной зависимости,
отобранный для урока
дидактический материал соответствует замыслу, цепочка сведений организована как
«данное» и «новое».
Взаимодействие учителей
может строиться по-разному. Оно может быть:
паритетным, с равным
долевым участием каждого из них,
один из учителей может
выступать ведущим, а другой – ассистентом или консультантом;
весь урок может вести
один учитель в присутствии другого как активного наблюдателя и гостя.
В 1928 году
американский учёный Джон Дьюи, побывав в Советском Союзе, написал книгу
«Впечатления о революционном мире». В ней Дьюи высоко оценил философию школы: её
общую направленность на ребёнка, ценности и принципы деятельности учителей и
руководителей школы. Он был восхищён интеллектуальной смелостью светских
педагогов, которые в те годы решали проблемы не стереотипными способами: для
каждой проблемы искалось решение, соответствующее её ценностям Учителя уже
тогда правильно считали, что педагогическая техника вторична, она – инструмент.
Главное – это ценности и идеалы учителя и школы. Это ещё раз подтверждает, что
для всякого реформирования важны исходные философские подходы.
В 20-е и начале 30-х
годов в российских школах широко использовался метод проектов для реализации
выдвигаемых задач - развития ученика. Однако этот метод не давал возможности
учащимся овладевать системой знаний в области конкретных учебных курсов,
поэтому был изъят из школы и вместе с тем резко снизилось внимание к основной
философской идее образования того времени - направленность его на ребёнка.
В настоящее время эта
идея вновь стала определяющей в деятельности российских школ, что объясняет
интерес педагогов- практиков к технологии проектного обучения.
В чём же суть
проектного обучения?
Чаще всего можно
услышать не о проектном обучении, а о проектном методе.
Исходный лозунг
основателей системы проектного обучения: « Всё из жизни, всё для жизни».
Цель проектного
обучения: создать условия, при которых учащиеся:
Самостоятельно и охотно
приобретают недостающие знания из разных источников;
учатся пользоваться
приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач;
приобретают коммуникативные
умения, работая в различных группах;
развивают у себя
исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации,
наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
развивают системное
мышление.
Исходные теоретические
позиции проектного обучения:
в центре внимания –
ученик, содействие развитию его творческих способностей;
образовательный процесс
строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей
личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;
индивидуальный темп
работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень
развития;
комплексный подход к
разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных
физиологических и психических функций ученика; вглубь явлений, процессов и
конструированию новых объектов.
глубокое, осознанное
усвоение базовых знаний обеспечивается за счёт универсального их использования
в разных ситуациях.
Таким образом, суть
проектного обучения состоит в том, что ученик в процессе работы над учебным
проектом постигает реальные процессы, объекты и т.д. Оно предполагает
проживание учеником конкретных ситуаций, приобщение его к проникновению
Чтобы постичь, прожить,
приобщиться к раскрытию, конструированию нужны особые формы обучения. Ведущей
среди них является имитационная игра.
Игра –
это самая свободная, естественная форма погружения человека в реальную (или
воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления собственного
«Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации. Именно в игре
каждый выбирает себе роль добровольно, причём познавательные действия ученика
выполняются в структуре деятельности, которая имеет личностный смысл. Всё это
говорит о том, что имитационная игра в школе является основой личностно
ориентированного обучения.
Игра несёт на себе
функции:
психологические, снимая
напряжение и способствуя эмоциональной разрядке;
психотерапевтические,
помогая ребёнку изменить отношение к себе и к другим, изменить способы общения,
психическое самочувствие;
технологические,
позволяя частично вывести мышление из рациональной сферы в сферу фантазии,
преображающей реальную действительность.
В игре ребёнок
чувствует себя в безопасности, комфортно, ощущает психологическую свободу,
необходимую для его развития.
Возможные темы учебных
проектов разнообразны, как и их объекты. Можно выделить по времени три вида
учебных проектов: 1. краткосрочные (2-6 часов); 2. среднесрочные (12-15 часов);
3. долгосрочные, требующие значительного времени для поиска материала, его
анализа и т.д.
Приведём примеры
реализации технологии проектного обучения: Интегрированный урок: химия –
литература «Что есть красота…»
Идея развития
критического мышления является достаточно новой для российской дидактики.
Заговорили о целостной технологии развития критического мышления лишь в
середине 90-х годов. Сторонники развития критического мышления учащихся
достаточно много. Так, М.О. Чошанов, разрабатывая технологию
проблемно-модульного обучения пришёл к выводу, что она продуктивна лишь тогда,
когда школьники обладают критическим мышлением.
Критическое мышление
означает не негативность суждений или критику, а разумное рассмотрение
разнообразия подходов с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения.
Ориентация на критическое мышление предполагает, что ничто не принимается на
веру. Каждый ученик, невзирая на авторитеты, вырабатывает своё мнение в
контексте учебной программы.
Критическое мышление –
это способность анализировать информацию с позиции логики и
личностно-ориентированного подхода с тем, чтобы применять полученные результаты
как к стандартам, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам.
Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать
разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.
Цель технологии –
обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения
учащихся в образовательный процесс.
Исходные научные идеи:
Критическое мышление:
Способствует
взаимоуважению партнёров, пониманию и продуктивному взаимодействию между
людьми;
Облегает понимание
различных «взглядов на мир»;
Позволяет учащимся
использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем
неопределённости, создавать базу для новых типов человеческой деятельности.
Критерии оценки
результата в условиях технологии развития критического мышления
учащихся.Основным критерием оценки результата является критичность мышления,
которая может быть раскрыта через следующие показатели:
Оценка (Где ошибка?)
Диагноз (В чём
причина?)
Самоконтроль (Каковы
недостатки?)
Критика (Согласны ли
вы? Опровергните. Приведите контраргументы?)
Прогноз (Постройте
прогноз).
Результаты: Критичность
мышления школьников по поводу своего субъектного опыта.
Ограничения:
Подготовка специального
содержания текстов.
Невысокий уровень
сформированности у школьников умений самостоятельной работы.
Учебное занятие.
Приложение № 8 Системы действий учителя и учащихся
Упражнения для улучшения мозгового кровообращения Вариант 1 И.п. – основная стойка. На счет 1 – руки за голову, локти развести пошире, голову наклонить назад. На счет 2 – локти вперед. На счет 3-4 – руки расслабленно вниз, голову наклонить вперед. Повторить 4-6 раз. Темп медленный. И. п. – стойка ноги врозь, кисти в кулак. Насчет 1 – мах левой рукой назад, правой вверх назад. На счет 2 встречными махами переменить положение рук. Махи заканчивать рывками руками назад. Повторить 6-8 раз. Темп средний. И.п. – сидя на стуле. На счет 1-2 отвести голову назад и плавно наклонить назад. На счет 3-4 – голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный. Вариант 2 И.п.– стоя или сидя, руки на поясе. На счет 1-2 – круг правой рукой назад с поворотом туловища и головы направо. На счет 3-4 – то же левой рукой. Повторить 4-6 раз. Темп медленный. И.п. – стоя или сидя, руки в стороны, ладони вперед, пальцы разведены. На счет 1 обхватить себя за плечи руками как можно крепче и дальше. На счет 2 – И.п. То же налево. Повторить 4-6 раз. Темп быстрый. И.п. – сидя на стуле, руки на пояс. На счет 1 – повернуть голову направо. На счет 2 – И.п. То же налево. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.
Упражнений для снятия общего утомления
Вариант 1
1. Исходное положение
(далее – И.п.) – стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища (далее – основная стойка). На
счет 1-2 – встать на носки, руки вверх наружу, потянуться за руками. На счет 3-4 – руки дугами в стороны и
вниз, расслабленно скрестить перед грудью, голову наклонить вперед. Повторить
6-8 раз. Темп быстрый.
2. И.п. – стойка ноги врозь, руки
вперед. На счет 1 – поворот туловища направо, мах левой рукой вправо, правой назад за спину.
На счет 2 – И.п. На счет 3-4 – то же в другую сторону. Упражнения выполняются размашисто, динамично.
Повторить 6-8 раз. Темп быстрый.
3. И.п. – основная стойка. На
счет 1 – согнуть правую ногу вперед и, обхватив голень руками, притянуть ногу к
животу. На счет 2 – приставить ногу, руки вверх наружу. На счет 3-4 – то же другой ногой.
Повторить 6-8 раз. Темп средний.
Вариант 2
1. И.п. – основная стойка. На
счет 1-2 – дугами вовнутрь два круга руками в лицевой плоскости. На счет 3-4 – то же, но круги наружу.
Повторить 4-6 раз. Темп средний.
2. И.п. – стойка ноги врозь,
правую руку вперед, левую на пояс. На счет 1-3 – круг правой рукой вниз в боковой
плоскости с поворотом туловища направо. На счет 4 – заканчивая круг, правую
руку на пояс, левую вперед. То же в другую сторону. Повторить 4-6 раз. Темп
средний.
3. И.п. – основная стойка. На
счет 1 – с шагом вправо, руки в стороны. На счет 2-3 два пружинящих наклона
вправо. Руки на поясе. На счет 4 – И.п.- На счет 1-4 – то же влево. Повторить
4-6 раз в каждую сторону. Темп средний.
Вариант 3
1. И.п. – стойка ноги врозь. На
счет 1 – руки назад. На счет 2-3 – руки в стороны и вверх, встать на носки, на счет 4 – расслабляя плечевой
пояс, руки вниз с небольшим наклоном вперед. Повторить 4-6 раз. Темп
медленный.
2. И.п. – стойка ноги врозь, руки
согнутые вперед, кисти в кулаках. На счет 1 – поворотом туловища налево
"удар" правой рукой вперед. На счет 2 – И.п. На счет 3-4 – то же в другую сторону.
Повторить 6-8 раз. Дыхание не задерживать.
Упражнения для снятия напряжения с
плечевого пояса и рук
Вариант 1
И.п. – основная стойка. На счет
1 – поднять плечи. На счет 2 – опустить плечи. Повторить 6-8 раз, затем
пауза 2-3 секунды, расслабить мышцы плечевого пояса. Темп медленный. И.п. – руки согнуты перед
грудью. На счет 1-2 – два пружинящих рывка назад согнутыми руками. На счет
2-4 – то же прямыми руками. Повторить 4-6 раз. Темп средний. " И.п. – стойка ноги врозь. На
счет 1-4 – четыре последовательных круга руками назад. На счет 5-8 – то же
вперед. Руки не напрягать, туловище не поворачивать. Повторить 4-6 раз.
Закончить расслаблением. Темп средний.
Вариант 2
И.п. – основная стойка, кисти в
кулак. Встречные махи руками вперед и назад. Повторить 4-6 раз. Темп
средний. И.п. – основная стойка. Насчет
1-4 – дугами в стороны руки вверх, одновременно делая ими небольшие
воронкообразные движения. На счет 5-8 – дугами в стороны, руки
расслабленно вниз и потрясти кистями. Повторить 4-6 раз. Темп средний. И.п. – тыльной стороной кисти
на пояс. На счет 1-2 – свести вперед, голову наклонить вперед. На счет
3-4 – локти назад, прогнуться. Повторить 6-8 раз, затем руки вниз и
потрясти расслабленно. Темп медленный.
Вариант 3
И.п. – стойка ноги врозь, руки
в; стороны, ладони кверху. На счет 1 – дугой кверху расслабленно правую
руку влево с хлопками в ладони, одновременно туловище повернуть налево. На
счет 2 – И.п. На счет 3-4 – то же в другую сторону. Руки не напрягать.
Повторить 6-8 раз. Темп средний. И.п. – основная стойка. На счет
1 – руки вперед, ладони книзу. 2-4 – зигзагообразными движениями руки в
стороны. 5-6 – руки вперед. 7-8 – руки расслабленно вниз. Повторить 4-6
раз. Темп средний. И.п. – основная стойка. На счет
1 – руки свободно махом в стороны, слегка прогнуться. 2 – расслабляя мышцы
плечевого пояса, "уронить" руки и приподнять их скрещенными
перед грудью. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
Вариант 4
И.п. – основная стойка. На счет
1 – дугами внутрь, руки вверх – в стороны, прогнуться, голову назад. 2 –
руки за голову, голову наклонить вперед. 3 – "уронить" руки. 4 –
И.п. Повторить 4-6 раз. Темп средний. И.п. – руки к плечам, кисти в
кулак. На счет 1-2 – напряженно повернуть руки предплечьями и выпрямить их
в стороны, кисти тыльной стороной вперед. 3 – руки расслабленно вниз. 4 –
И.п. Повторить 6-8 раз, затем расслабленно вниз и встряхнуть кистями. Темп
средний. И.п. – основная стойка. На счет
1 – правую руку вперед, левую вверх. 2 – переменить положение рук.
Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями,
голову наклонить вперед. Темп средний.
Комплексы упражнений для глаз
Упражнения выполняются сидя или стоя, отвернувшись
от экрана, при ритмичном дыхании с максимальной амплитудой движения глаз.
Вариант 1
На счет 1-4 закрыть глаза,
сильно напрягая глазные мышцы. На счет 1-6 раскрыть глаза, расслабив мышцы
глаз, посмотреть вдаль. Повторить 4-5 раз. На счет 1-4 посмотреть на
переносицу и задержать взор. До усталости глаза не доводить. На счет 1-6
открыть глаза, посмотреть вдаль. Повторить 4-5 раз. На счет 1-4, не поворачивая
головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд. На счет 1-6 посмотреть
прямо вдаль. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией
взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза. Быстро перевести взгляд по
диагонали: направо вверх – налево вниз. Посмотреть прямо вдаль; затем
налево – вверх, направо – вниз и посмотреть вдаль. Повторить 4-5 раз.
Вариант 2
На счет 1-4 закрыть глаза, не
напрягая глазные мышцы. На счет 1-6 широко раскрыть глаза и посмотреть
вдаль. Повторить 4-5 раз. На счет 1-4 посмотреть на
кончик носа. На счет 1-6 перевести взгляд вдаль. Повторить 4-5 раз. Не поворачивая головы (голова
прямо), делать медленно круговые движения глазами вверх – вправо – вниз –
влево и в обратную сторону:
вверх – влево – вниз – вправо. Затем посмотреть вдаль. Повторить 4-5 раз.
На счет 1-4, не поворачивая
головы, перевести взгляд с фиксацией его вверх, на счет 1-6 прямо.
Аналогичным образом проводится упражнение с фиксацией взгляда вниз –
прямо, вправо – прямо, влево – прямо. Проделать движение по диагонали в
одну и другую стороны с переводом глаз на счет 1 -6 прямо. Повторить 3-4
раза.
Вариант 3
Голову держать прямо.
Поморгать, не напрягая глазные мышцы. Не поворачивая головы (голова
прямо) с закрытыми глазами, на счет 1-4 посмотреть направо, затем налево,
на счет 1-6 прямо. На счет 1-4 поднять глаза вверх, опустить вниз, на счет
1-6 перевести взгляд прямо. Повторить 4-5 раз. На счет 1-4 посмотреть на
указательный палец, удаленный от глаз на расстояние 25-30 см. На счет 1-6
перевести взгляд вдаль. Повторить 4-5 раз. В среднем темпе проделать 3-4
круговых движения в правую сторону, столько же в левую сторону и,
расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль. Повторить 1-2 раза.