Виртуальный методический кабинет

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 40
Статистика
Яндекс.Метрика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

В помощь учителю

Главная » Статьи » Будьте здоровы! » Комплексы упражнений для глаз

Технология интегрированного обучения

Методика интегрированного урока. Процесс подготовки и проведения интегрированного урока имеет свою специфику. Он состоит из нескольких этапов.

Первый этап работы подготовительный. Он включает в себя следующие элементы: 1.планирование, 2. организация творческой группы, 3. конструирование содержания урока, 3.репетиции.

Второй этап подготовки и проведения урока – исполнительский. В современной дидактике этот этап урока называется фазой вызова. Цель этого этапа – вызвать интерес учащихся к теме урока, к его содержанию. Способы вызова интереса учащихся могут быть различные, например, описание проблемной ситуации или интересного случая. Может быть в виде - увертюры.

В заключительной части урока необходимо 1.обобщить всё сказанное на уроке, 2.подвести итог рассуждениям учеников, 3.сформулировать чёткие выводы.

Как и начало урока, концовка должна произвести на учащихся сильное эмоциональное воздействие.

Третий этап – рефлексивный. На этом этапе проводится анализ урока. Необходимо учесть все его достоинства и недостатки.

ТРИЗ – педагогика.

Нельзя птицу научить летать в клетке.

 нельзя выращивать «творческий мускул»,

 не вылетев на простор заданий «открытых» -

 допускающих разные подходы к решению,

 разную степень углубления в существо проблемы,

 разные варианты ответов.

Анатолий Гин.

ТРИЗ-педагогика как научное и педагогическое направление сформировалось в нашей стране в конце 80-х годов. В её основу прежде всего была подожжена теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) отечественной школы Г.С.Альтшуллера. ТРИЗ-педагогика ставит целью формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности. Её отличие от известных средств проблемного обучения – в использовании мирового опыта, накопленного в области создания методов решения изобретательских задач. Конечно, этот опыт переработан и согласован с целями педагогики.Под методом решения изобретательских задач прежде всего подразумеваются приёмы и алгоритмы, разработанные в рамках ТРИЗ, а также такие зарубежные методы, как мозговой штурм и т.д. Современная ТРИЗ-педагогика включает в себя курсы, рассчитанные на возрастные группы от дошкольников до студентов и взрослых специалистов. Особенностью работы с каждой возрастной группой является выбор объектов изобретательской деятельности, соответствующих возрасту. Так, дошкольники и младшие школьники с помощью педагога изобретают игрушки, загадки, пословицы, подвижные игры и т.д. Для развития творческих навыков ТРИЗ-педагогами накоплен большой фонд учебных изобретательских и исследовательских задач в таких областях, как физика, биология, экология, техника и бизнес. Для каждой возрастной группы разрабатываются алгоритмические процедуры, методики. Они позволяют учащимся изобретать новое, самореализовываться в творчестве. Особое место занимает курс развития творческого воображения (РТВ), предназначенный для преодоления стереотипов решателя, выработки умения работать с нетривиальными идеями.

Групповая проблемная работа – это работа с вербальным (словесным) поведением школьников в проблемной ситуации. Её цель – разработка, принятие организационных решений, прояснение, обсуждение. Групповую проблемную работу можно отнести к ситуативной технологии воспитания – они разрабатываются и применяются в связи с определёнными обстоятельствами: например, в классе регулярно возникают ссоры между детьми, а зачинщик этих ссор изощрённо манипулирует товарищами  и даже взрослыми.

Воспитатель специально выстраивает технологию «ситуацию анализа очередной ссоры»:

1. задаёт участникам ссоры вопросы, позволяющие каждому из них описать суть происходящего;

2. даёт «пострадавшей стороне» понять, что он (воспитатель) понимает его ситуацию;

3. выводит поссорившихся на размышления о том, почему произошла ссора;

 

4. обсуждает с детьми пути решения произошедшего.

Тренинг общения – форма педагогической работы, имеющая цель – создание у ребят средствами групповой практической психологии различных аспектов позитивного педагогического опыта, опыта общения (опыта взаимопонимания, опыта общения, опыта поведения в проблемных школьных ситуациях). Можно ли усмотреть в тренингах общения ещё какие-либо педагогические аспекты? Конечно, да. Для разных ребят в силу разных причин кроме позитивного опыта общения могут быть и другие следствия: изменение отношений друг с другом, изменение отношений с педагогом, закрепление или развитие каких-либо личностных образований. Но это – непланируемые как цель эффекты. В лучшем случае это вероятностные прогнозы воспитателя.

В общем виде в тренинге общения три блока:

-разминка, включает в себя ряд заданий, упражнений, направленных на создание необходимых в тренинге атмосферы открытости и внимания, слышания друг друга;

-основные упражнения – связаны с тем опытом, что задуман в тренинге как цель;

-итоговая рефлексия, т.е. обсуждение: например, «Я чувствую, что…», «На занятии я почувствовал…».

Пример тренинга общения.

1.      Разминка, цель разминки  - через психофизические упражнения сделать первые шаги к атмосфере доверия.

Упражнение «Броуновское движение». Все участники тренинга  и ведущий встают в круг, закрывают глаза и по первому хлопку тренера начинают хаотично двигаться в пространстве круга с закрытыми глазами. При соприкосновении с кем-то здороваются друг с другом и пытаются через соприкосновение узнать друг друга. По второму хлопку ведущего участники, по-прежнему с закрытыми глазами, берутся с соседями за руки и пытаются стать в круг. После того как все встали в круг, ведущий просит мысленно назвать левого и правого соседа по кругу и открыть глаза.

Ведущий просит поднять руки тем, кто угадал обоих соседей и кто одного. Упражнение не анализируется.

2.    Основное упражнение – «Интервью». Ведущий напоминает, что наш тренинг – это тренинг общения, а нормальное общение возможно, только если мы что-то знаем о партнёре. Поэтому главное упражнение – «Интервью». Его надо провести в пять шагов. Для первого шага нужен доброволец – первый интервьюируемый. Потом все пройдут через это упражнение. Добровольцу отводится специальное место в кругу. Ведущий называет правила интервью: «Зададим не более 10 вопросов. Вопросы должны быть интересные». Интервьюируемый имеет право отказаться отвечать на какой-либо вопрос. При этом он говорит заранее установленную фразу, например: «Ответа нет».

 

После этого переходят ко второму шагу. Ведущий говорит: «Продолжение интервью  будет микрогруппах, которые мы сейчас создадим способом звёздочки». Тренер выбирает несколько человек (3-5, в зависимости от числа участников)  и просит их встать в центр круга лицом к участникам. После этого участникам предлагается решить, с кем в группах из выделенных ребят они хотели бы провести упражнение «Интервью».  Затем надо подойти к выбранному лидеру и встать, образуя «лучик звезды». Если какой-то «лучик» становится заметно длиннее других, ведущий останавливает в него вход.

После образования групп начинается третий шаг упражнения. Образовавшиеся лучики располагаются малыми кружками. Ведущий-тренер «назначает» лидеров-координаторов и сообщат им обязанности: поддерживать интервью в хорошем темпе и, если потребуется, регулировать «очередь» интервьюируемых.

После того как интервью в кругах закончиться, делается следующий, четвёртый шаг. Из этой информации, что ребята получили друг о друге в кругах, решается, какие 3-5 интересных выводов, сведений группа скажет о каждом участнике на большом кругу.

Пятый, последний шаг упражнения: в большом кругу «лидеры звёздочек» (или кто-то другой) говорят о каждом участнике самую интересную информацию. Хорошо, если бы обсуждаемым в кругу был педагог-ведущий.

3.    Основное упражнение на этом заканчивается, и занятие переходит в завершающую фазу – игровую рефлексию. В начале рефлексии ведущий просит вспомнить, назвать всё, что было на занятии. При этом важно, чтобы не был забыт ни один этап, ни одно упражнение занятия. Затем участникам предлагается высказать своё мнение о занятии в форме Я -высказываний: «Я понял, что…», «Я почувствовал, что…», «Я думаю, что…».

 

 « Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймёшь, сколь ничтожны твои возможности изменить других» (Вольтер)

«Если нам есть в чём себя упрекнуть, Мы всегда отыщем виновных» (Хенрик Ягодзиньский)

 «Человек может всё, но не больше» (Константин Мелихан)

 «Если вы заметили, что вы на стороне большинства, это верный признак того, что вам необходимо меняться» (Марк Твен)

 «Всё в наших руках, поэтому нельзя их опускать» (Коко Шанель)
Категория: Комплексы упражнений для глаз | Добавил: vlad8admin (20.02.2012)
Просмотров: 1356 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]